Хроники разрушенных городов

В последние годы вышло несколько десятков книг о руинах городов и прочих обломках прошлого. Появляется даже термин Ruin Porn (не знаю как точно сказать по-русски), который, типа, отражает наши опасения и страхи перед крахом капитализма, хрупкостью политических режимов, войнами, ну, то есть, вообще – такая общая боязнь упадка, смерти и забвения.

Вот дошло дело и до социологии руин.

Мартин Девека, профессор Калифорнийского университета в Санта Круз, взялся изучить руины не как исторические артефакты и немые свидетельства катастроф, а как процессы, проходящие в течение длительного времени, в результате которых памятники и архитектурные объекты со временем превращаются в руины.

Девека детально рассматривает четыре случая — классические Афины, античный Рим, средневековый Багдад и Мехико (Теночтитлан) шестнадцатого века.

Классические Афины известны нам как культура, одержимая руинами. Однако, в этот период в Древней Греции практически не было руин: города и местности, даже разоренные быстро восстанавливались и заселялись. Руины были больше представлением, чем реальностью, то есть отражали мифологию и страхи греков перед разорением, что помогало создавать афинское единство и даже демократию.

Руины в римской имперской литературе выступали частью сложного диалога с воображаемым троянским прошлым и потенциально опасным будущим самого Рима. «Вечный город» — это ведь как раз из-за боязни его невечности, скорого разрушения и запустения.

Для средневекового исламского мира руины были знаком былого могущества врагов ислама и, одновременно, доказательством побед ислама над врагами. Руины ярко демонстрировали исторический тупик более ранних доисламских. Руины не трогали, каждый правитель стремился строить свой города на новом месте. Это создавало пейзаж руин.

И, конечно, руины Теночтитлана – жестокое и демонстративное творение отрядов Эрнана Кортеса — как знак высокомерия завоевателей и признания доминирования «более развитой» европейской культуры.

Различное отношение к руинам в прошлом подсказывает нам возможность разных взглядов на руины сегодня. Отношение к руинам формирует наше видение будущего городов, если у них вообще есть какое-то будущее.

Martin Devecka. Broken Cities: A Historical Sociology of Ruins. Johns Hopkins University Press. 2020. 184 pp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *