Рабства разные важны

Отмена крепостного права в России (1861) и отмена рабства в США (1865), хронологически близки, но довольно сильно отличаются по своим причинам и обстоятельствам. В результате в исторической науке не так много прямых сравнений этих двух явлений.

А вот книга историка Аманды Беллоуз как раз посвящена сравнению реакций двух обществ на эти почти одновременные события.

На основе анализа широкого спектра культурных артефактов (литературные источники, иллюстрированные издания, реклама, произведения живописи) автор восстанавливает образы коллективной памяти двух народов с начала 1860-х годов до начала Первой мировой войны, обнаруживая заметные сходства в представлениях, которые были характерны для элит обеих стран, особенно когда представители высших сословий стремились поддерживать патриархальное видение общества.

Первыми появились сочувственные к освобожденным массам образы, но они быстро сменились популярной ностальгической беллетристикой, в которой крепостное право и рабство представлялись как «необходимые» и «выгодные» социальные системы, а рабов и крепостных связывали с хозяевами и помещиками «теплые, братские отношения». Не случайно в России отмена крепостного права увековечена памятниками царю-освободителю, а не крестьянству, а в США символом освобождения стали памятники президенту Линкольну.

Крестьяне и рабы изображались как довольные своей жизнью сельские труженики, ведущие простой образ жизни, привлекательный для ностальгирующей аудитории в индустриальную эпоху.

Конечно, этим представлениям противостояли сами крестьяне и бывшие рабы, а также часть представителей культуры, создававших иные, более реальные образы, конкурирующие с представлениями элит и пытающиеся сделать свой вклад в коллективную память.

Из важных различий отмечу, что в США к началу XX века культура бывших рабов не воспринималась как часть национальной культуры, в то время как русское общество в основном признавало, что крестьянские традиции и институты были важным компонентом национальной идентичности.

В целом, от книги остается неожиданное впечатление «евпропейскости» процессов в обеих странах — различных, но являющихся отражением общих идей европейской цивилизации.

Amanda Brickell Bellows. American Slavery and Russian Serfdom in the Post-Emancipation Imagination.  The University of North Carolina Press. 2020. 320 pp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *