Убийство, любовь и долги.

Из новой книги Кевина Бирмингэма, посвященной недавнему юбиляру —   Достоевскому,  умеющий читать читатель не узнает ничего нового. Биография Достоевского пересказывается добротно, иногда занимательно и даже трогательно, в двадцати четырех главах, с иллюстрациями и подробностями. На этом можно было бы и закончить, но в книге есть и нечто примечательное.

Главная идея книги содержится в ее названии: «Грешник и святой: Достоевский и джентльмен-убийца, вдохновивший на создание шедевра».

Бирмингем взялся соединить историю жизни писателя, написавшего роман «Преступление и наказание», с историей Пьера-Франсуа Ласенера, неудачливого поэта, который в 1830 году организовал и осуществил жестокое убийство ростовщика и его матери, с применением, кстати, топора. Будучи разоблаченным и схваченным, находясь в тюрьме, Ласенер стал известной и популярной фигурой, раздавал интервью, шокировал всех своими заявлениями,  писал мемуары, представляя себя «жертвой общества» и борцом с социальной несправедливостью. Был приговорен судом к гильотинированию, что и произошло 9 января 1836 года.

Итак, Достоевский – русский гений, недорасстрелянный недозаговорщик, написал свой главный роман «Преступление и наказание» под глубоким впечатлением истории Ласенера, под гнетом кредиторов и под влиянием и с помощью своей новой любви и будущей жены – стенографистки Анны Сниткиной.

Насчет кредиторов и Анны Григорьевны – написано очень подробно и жизненно. А вот насчет Ласенера — у Бирмингема ничего не получилось! Он подробно и интересно описывает это дело, подробно, как может, описывает работу Достоевского над романом. Но неожиданно получается, что Достоевский всё дальше и дальше уходит от этого примера. Похоже, что Бирмингем и сам не понял, что Достоевский его переиграл.

Но к автору нет больших претензий. Даже хорошо, что появляются такие книги о Достоевском.

На суде Ласенер, бравируя своим пренебрежением к людям, заявит: «Убийство без раскаяния — величайшее счастье». Герой «Преступления и наказания» совсем не таков, Раскольников больше похож на самого Достоевского, или, если угодно, — на каждого из нас.

И это еще страшнее, чем история Ласенера.

Kevin Birmingham. The Sinner and the Saint: Dostoevsky and the Gentleman Murderer Who Inspired a Masterpiece. PENGUIN PRESS. 2021. 432 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *