Мозгоскоп. Роль винтовки Мосина в изучении мозга.

Наши мозги, хоть и маленькие, но довольно сложные и запутанные. И вот, видимо, чтобы в них не заблудиться, нейробиолог из университета Вашингтона в Сент-Луисе (США) Ребекка Шварцлозе написала специальную книгу «Ландшафты мозга. Чудесные искаженные карты, нарисованные в вашем мозгу, и как они вас направляют».

Суть книги – яркая и хорошо преподнесенная аналогия, сравнивающая наш мозг с бесконечным атласом карт, типа географических, в соответствии с которыми мы и воспринимаем этот мир. Этот атлас с одной стороны, необходим для работы мозга и нашей жизни, но, с другой стороны, в нем много искаженных и неверных карт.

Карты человеческого мозга, которые были открыты еще в 19-м веке, отражают какую-то часть реальности, объединяя и согласовывая информацию, получаемую нами от органов чувств.

Карты мозга формируют наше восприятие мира — и искажают его! Делают возможным сложное мышление, и, одновременно, именно на них основаны новые технология прочитывания мыслей и совмещения человеческого мышления с искусственным интеллектом.

В целом, книга получилась яркой и увлекательной.

Но одна небольшая, в 0,2 мм, погрешность в ней все-таки есть.

Книга открывается рассказом о случае времен русско-японской войны, когда на вооружение русской армии попала винтовка Мосина (знаменитая «трехлинейка»). Автор не жалеет добрых слов по поводу этой винтовки.

Раньше огнестрельные ранения головы часто разрушали череп. А вот пули из винтовки Мосина оставляли небольшие, аккуратные отверстия, в результате чего выживало больше солдат, даже после ранений в голову. Для правильного оформления инвалидности, японское правительство проводило тщательное обследование раненых. Занимавшийся этим делом молодой японский врач Инуи Тацучи, обнаружил, что в затылке человека есть области, отвечающие за зрение. Обнаружил и описал. Открыв новую эру изучения зон мозга.

Так вот, автор книги пишет, что калибр патрона винтовки Мосина был 7,60 мм. Хотя калибр «трехлинейки» — 7,62. Куда и зачем исчезли 0,2 мм – не ясно. Может быть, для книги это не важно. А вот для головы – не так и мало. Калибр мозгоскопа имеет значение.

Но это всё мелочи. Главное — наша «трехлинейка» нейробиологии пригодилась!

Rebecca Schwarzlose. Brainscapes: The Warped, Wondrous Maps Written in Your Brain―And How They Guide You. Houghton Mifflin Harcourt. 2021. 317 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *