Балансируя между угрозами

Интервью газете «Каспiй», опубликовано 18 марта 2020 года,

Как уже писала газета «Каспiй», на днях Госдума РФ приняла в последнем чтении документ, предусматривающий внесение ряда поправок в Конституцию страны. Одной из таких поправок стало снятие ограничений на количество президентских сроков, что уже успели окрестить «обнулением президентских сроков».

Свою точку зрения на происходящее в России в эксклюзивном интервью газете «Каспiй» изложил ведущий научный сотрудник Владимирского филиала РАНХиГС доктор политических наук Роман Евстифеев.

— Что изменилось со времени нашего предыдущего интервью, стал ли яснее план Путина?

— Да, можно сказать, что цель теперь стала яснее, хотя до окончательной ясности далеко. Я говорю о том, что намерения Путина явно направлены на то, чтобы сохранить за собой возможность вновь стать президентом страны в 2024 году. Кто-то уже называет это государственным переворотом, кто-то оценивает это более сдержанно, но факты таковы, что в Конституцию внесена поправка, позволяющая Путину идти на выборы после окончания его второго срока подряд, или четвертого срока в целом.

Насколько это решение является чистым в юридическом плане — думаю, будет много споров и сейчас, и особенно в будущем. Но Путин пошел на это, значит, он видит в таком развитии событий политический смысл и рассматривает для себя такую возможность. При этом, отмечу, заявленных и ожидаемых самим Путиным «общественных дискуссий» по этой поправке не было вовсе. Поправка была принята Государственной думой в экстренном порядке, очень быстро, и стала неожиданностью даже для некоторых депутатов.

Таким образом подвожу итог — важнейшая для Путина и для российской политической системы конституционная поправка была принята без обсуждения и дискуссий, сведя практически на нет и без того урезанный и куцый «конституционный процесс», если его так можно назвать. Кстати, после принятия этой поправки все предыдущие изменения перестали вызывать интерес у общества, хотя это, как мне кажется, не совсем правильно, в них тоже могут таиться неожиданности и скрытые пока возможности.

— Пойдет ли Путин на обнуление сроков или в итоге все же снова переиграет ситуацию?

— Похоже, для Путина в современных условиях важнее иметь какое-то пространство для маневра, чем какую-то четкую раз и навсегда выбранную цель. Некоторые эксперты обвиняют Путина в узурпации власти и в стремлении никогда от власти не уходить, остаться президентом до конца жизни. Мне кажется, точнее говорить о стратегии, а не о конечной цели. Его стратегия — увеличивать количество юридических и политических опций, позволяющих ему оставаться в центре российской политической жизни при сокращающихся ресурсах. Это нелегкая задача, и успех ее непредопределен, особенно в условиях экономического кризиса.

Принято говорить о том, что Путин сосредоточил в своих руках огромную власть и ресурсы, но важно также отметить, что у президента РФ есть и ряд ограничений, как явных, так и скрытых. К явным я бы отнес его окружение, ближайший круг его друзей, интересы которых он отстаивает и защищает и не может политическими решениями это преодолеть. Безусловно, явным ограничением является экономическая модель современной России, которая не позволяет Путину стать президентом слоя молодых инновационных «предпринимателей», хотя определенные шаги в этом направлении он вынужден делать. Но экономика диктует зависимость государства от экспорта углеводородов. Есть ограничения, связанные с внешними вызовами, с отношениями с другими странами. И тут тоже заметно стремление Путина отвязаться от зависимости, причем более успешные попытки, чем внутри страны, но идет ли это на пользу России — большой вопрос.

Еще одним ограничением Путина является силовой аппарат в виде сил полиции, Росгвардии, армии и других структур, обладающих оружием и правами применять насилие. Мне кажется, что такое право, применяемое как в рамках закона, так и широко используемое за рамками закона в отношении граждан, само по себе является угрозой современной России и любому ее президенту. Думаю, Путину приходиться учитывать и это. Нужно также упомянуть так и не ставшие эффективными систему государственного управления, партийную систему, судебную систему и так далее.

Все это делает Путина скорее балансирующим между различными угрозами руководителем, чем всесильным правителем. Пока он балансирует более или менее удачно. В основе этой удачи, на мой взгляд, лежит ключевое условие — отсутствие полноценных политических партий, которые так и не выросли из цветущей многопартийности 90-х годов в сильные институты, во многом, кстати, из-за специальных усилий, которые были предприняты российской властью в первые годы этого века.

Дело в том, что болезненные поиски взаимопонимания между властью и обществом, идущие последние 20 лет в России, обусловлены как раз бездействием или отсутствием политических партий, которые должны чутко принимать импульсы от общества, обрабатывать их и представлять в органы власти требования, сформулированные в терминах политического решения, своеобразный полуфабрикат решения с основными параметрами. Но сегодня таких институтов в России нет, а если и есть, то их ничтожно мало. И это очень странная ситуация, потому что в этом глубочайшее поражение Путина как главы России. С этой точки зрения его поиски возможностей остаться во главе государства после окончания конституционных полномочий приобретают совсем иное содержание и вызывают довольно острые оценки.

— Почему власти отказались от прежней идеи Госсовета или снятия сроков для избрания президентом?

— По всей видимости, вариант с Госсоветом показался слишком рискованным, ведущим к большому ослаблению Путина как политика. А снятие ограничений на избрание — просто юридически более сложный путь, к тому же чреватый вызовами, в том числе внешними. Похоже, разработка и выбор вариантов идет в тестовом режиме, почти как в прямом эфире. При этом вполне возможно, что выбранный путь «обнуления» президентских сроков — еще не окончательный, а промежуточный вариант, позволяющий на время снизить напряжение, возникшее в период ожиданий так называемого «трансфера власти» в России. Однако времени до 2024 года еще достаточно, чтобы разыграть несколько комбинаций, в основе которых, повторюсь, стратегия, направленная на сохранение Владимира Путина во главе выстроенной им политической системы.

— Удастся ли властям в нынешней ситуации: падения цен на нефть, экономического кризиса и коронавируса провести выгодные Путину изменения в Конституцию РФ?

— Они уже проведены. Закон о поправках принят и подписан президентом. Формально уже не требуется ни решения Конституционного суда, ни всероссийского голосования; все эти процедуры избыточны, что наводит на мысль об их декоративности. Для чего они нужны? Скорее всего для того, чтобы создать видимость легитимности принятого решения, причем, видимо, в основном для внешнего мира. Возможно даже, что какое-то из этих подтверждений в итоге не понадобится и им пожертвуют.

Решение уже принято, у Путина появилась опция, связанная с возможностью участвовать в президентских выборах в 2024 году, однако, как я уже говорил, Путин предпочитает иметь ряд опций, чтобы реагировать на внешние и внутренние вызовы. Поэтому пока трудно предположить, воспользуется ли он возникшей возможностью вновь баллотироваться на пост президента в 2024 году, или возникнет еще какой-то вариант. Политические институты, которые были бы призваны обеспечивать преемственность и сохранение правил игры, — не работают, в этой ситуации очень велик соблазн сделать многое, выходящее за рамки традиционного права и политики, как раньше говорили, «исходя из революционной целесообразности».

Конечно, нельзя упомянуть и еще один ограничитель — это население России, которое высказывает и защищает свои интересы все более активно. Но без политических партий, без содержательной политической работы, которую должны были бы вести партии, активные граждане попадают под сильное влияние популистских сил и тратят свои ресурсы и энергию на протесты, которые, конечно, приносят свои плоды, но сами по себе не обладают позитивным смыслом. Нынешние протесты уже встроены в политическую систему современной России, тогда как выработка альтернативных решений и стратегий исключена из этой системы. А без содержания такие протесты, затрагивающие чрезвычайно малую часть населения в основном в крупных мегаполисах, подавляются и сдерживаются полицейскими мерами, то есть эскалацией насилия со стороны силовых органов и ростом количества обвинительных приговоров, применяемых к протестующим и даже к случайным гражданам.

Ситуация может измениться при резком ухудшении положения населения, но этого очень не хотелось бы.

Роман ТЕМНИКОВ,
наш спецкор

Ссылка на интервью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *