То, что я хочу сказать, будет в конце. Но без начала это правильно не понять.
Итак, Курт Гёдель, великий математик и странный парень, родившийся в Австро-Венгрии, ставший знаменитым уже в свои тридцать лет, успешно сбежавший в 1940 году из Австрии, опасаясь мобилизации в фашистскую армию (бежал, кстати, нестандартно, через СССР по Транссибу в Японию, оттуда в США), кроме всяких своих непонятных научных прибамбасов (типа, теорем о неполноте и т.п.), как и всякий человек задумывался о смерти.
Будучи великим и успешным математиком и имея отточенное логическое мышление, Гёдель вряд ли был полностью психически здоровым человеком, и к концу жизни (а прожил он 70 лет) оказался-таки в больнице с диагнозом «расстройство личности». Но кто из нас там не окажется в свое время?
Еще в молодом возрасте Гёдель потряс научный мир своими теоремами о неполноте, в которых ясно показал, что в любой системе аргументации есть положения, которые не могут быть доказаны изнутри этой системы. Тем самым Гёдель подорвал не только почти отстроенное здание современной ему математики, но и расшатал весь фундамент рациональной науки начала XX века.
Если оставить непонятные научные проблемы таким же странным парням, то можно увидеть, что у Гёделя в мыслях было кое-что более человеческое.
Вынужденное бегство от фашистского режима, жизнь в эмиграции и разлука с родными и близкими, видимо, обострили размышления Гёделя о воссоединении с теми, кто был ему дорог.
Надежды на это воссоединение Гёдель возлагал не только на текущую жизнь, но и простирал на посмертное существование. Даже более на посмертное, чем на текущее.
Возможно, это выглядит странным для логика и математика, но взявшись за проблему жизни и смерти, Гёдель пришел к неумолимым логическим выводам о том, что после смерти человек обретает новую, более осмысленную жизнь, в результате чего все мы, разлученные во времени и пространстве, после смерти сможем встретиться.
Эти свои воззрения и доказательства Гёдель изложил в нескольких частных письмах к своей матери, Адель, написанных в начале 60-х годов.
Письма хранятся в Венской городской библиотеке (Wienbibliothek im Rathaus) и доступны в цифровом виде любому пользователю.
Доказывая своей матери, что им суждено снова встретиться после смерти, Гёдель не употребляет термины «бессмертие» или «загробная жизнь», предпочитая использовать более частный и даже интимный термин Wiedersehen (воссоединение [после смерти]).
Ведь как размышлял Гёдель? А примерно вот так:
«Если мир рационально организован и имеет смысл, то так оно и должно быть. Ибо какой смысл должен был бы иметь он, чтобы создать существо (человека) с таким широким полем возможностей для личного развития и отношений с другими, а затем позволить ему не достичь даже 1/1000 этого всего?»
Конечно, несовершенство этого мира было ведомо Курту. Однако, именно повсеместность человеческих страданий и наши неизбежные неудачи убеждали Гёделя в том, что этот мир не может быть концом для нас. Другими словами, недостаток смысла «здесь» должно быть компенсировано смыслом «там». Это логика Гёделя.
Не будем тут углубляясь в его аргументацию, представленную, напомню, не в научной статье, а в частном письме. Процитирую только одну его отточенную фразу:
«Идея о том, что все в мире имеет смысл, является, между прочим, точным аналогом принципа, что все имеет причину, на котором основана вся наука».
Все в мире имеет смысл, который больше, чем наше понимание сегодня, но, возможно, мы найдем этот смысл позже, даже намного позже, после смерти. Но начинать его искать надо здесь, чтобы легче было найти потом.
«Следующий мир освободит нас от наших нынешних, земных ограничений. Вместо того, чтобы возвращаться в другое земное тело, мы должны стать существами, способными учиться на воспоминаниях, которые скрытно переносятся в наше будущее, более высокое состояние бытия».
Гёдель, как ему кажется, рвёт в клочья материализм, который, как считал математик, вообще отказывает миру в наличии какого-то особого смысла, кроме физического существования материи.
Порвался ли материализм от всего этого – вопрос дискуссионный. И не мне поправлять великого математика.
Но его идея «воссоединения» важна сама по себе!
Потому рассоединяет нас не только смерть, но и жизнь. Вернее – и то, и другое сразу. А это значит, логически, по Гёделю, что воссоединение неизбежно.
Гёдель, кстати, увиделся с матерью и родными еще при жизни, они приезжали к нему в Принстон в 50-е годы. (Увиделись ли они после смерти доподлинно неизвестно).
В общем, несмотря на авторитет Гёделя, не надо оставлять воссоединение с тем, что дорого и близко, «на потом». Лучше бы успеть это сделать в этой жизни, еще лучше – уже в наступающем 2025-м году. Речь не только о людях, но и об идеях и ценностях, с которыми мы по разным причинам оказались разлучены в последние годы. И это мучительная разлука.
Так что — всем Wiedersehen!
Конечно, только после войны.
Wiedersehen macht freude со слезами на глазах.
31 декабря 2024 Владимир-Багриново