Готовлюсь вместе с миром к завтрашнему юбилею старика Энгельса. Завтра ему стукнет 200 лет.
Недооцененный до сегодняшнего дня мыслитель, ученый и человек, долгое время остававшийся в тени своего гениального друга Маркса.
В те моменты, когда мысль Энгельса вырывалась из-под доминирующего влияния Карла Маркса, и, особенно, в поздних работах, написанных уже после смерти Маркса, Энгельс раскрывается как один из самых прозорливых исследователей человеческого общества.
Мой друг, профессор Перси Гурвич, любил повторять, что, несмотря на общность этнического происхождения, Маркс как человек кажется ему глубоко несимпатичным, при этом, конечно, Перси Борисович отдавал должное Марксу как мыслителю и литератору. Но, подчеркивал профессор, более глубоко понимал современное ему общество и его перспективы — именно Энгельс, особенно в последний период его жизни. В этом Энгельсу помогали его искренний интерес к человеческой жизни и к потребностям человека, знание этих потребностей, сострадание, человечность, гуманизм, то есть человеческие качества, которые не всегда и не в полном объеме были в наличии у Маркса. При этом, Энгельс не был «добрым дяденькой» и не стремился казаться таковым. Когда надо, он бывал «эффективным менеджером» на своих фабриках, и вообще был в состоянии исполнять множества свойственных той эпохе ролей, но старался исполнять эти роли с неизменным достоинством и уважением к человеку.
Как настоящий друг, знающий цену гениальности своего товарища, Энгельс много помогал Марксу, и не только материально. Только упомяну историю, когда Энгельс признал своим ребенка, который родился у одной фройлян, служившей экономкой в семье Маркса, будто бы от самого Маркса, уже женатого на тот момент на Женни фон Вестфаллен. Энгельс не стал разбираться или ждать каких-то доказательств, а просто объявил, что это его ребенок и исправно платил алименты на него.
А насчет идей Энгельса добавлю только то, что именно Энгельс в конце своей жизни увидел возможность переустройства капиталистического общества без кровавых революций и государственных переворотов, как бы мы сейчас сказали — парламентским путем, через формирование договоренностей в обществе.
В общем, завтра бокал вина, кружка пива, или рюмка какого-нибудь напитка будут вполне уместны в день 200-летнего юбилея старины Фридриха. Без шума и фейерверков, Энгельс этого совершенно не любил.
Именно поэтому завещал после смерти провести кремацию и похоронить прах в море, около берегов Англии, у города Истборн.
«Относиться ко всему легко» — так сформулировал свой жизненный девиз сам Энгельс. А на вопрос, как вы представляете счастье, ответил — Шато Марго 1848 года разлива.
Что ж, с юбилеем тебя, Фридрих. Надеюсь встретимся и еще поболтаем где-нибудь в бесконечной Вселенной.