Соседи

Перебирая в уме разных мыслителей, побывавших и перенсеших/неперенесших разнообразные эпидемии, вспомнил о Фихте.

Этот несчастный парень умер в 1814 году, когда ему было, оказывается, на два года меньше, чем мне сейчас!

Он стал известен еще в молодом возрасте как выдающийся философ, но был какой-то неприкаянный, поскольку хотел основать, скорее, не собственную академическую философскую школу, а «создавать сильных, сознательных и нравственных людей». А кому это понравится? Вот и не находил себе места этот честный, страстный и деятельный философ, а когда, вроде бы, находил, начинались войны и эпидемии, одна из которых его и доконала.

В 1804 году Фихте всерьез рассматривал предложение возглавить кафедру философии в только что созданном университете в Харькове. Но уехать в незнакомую страну не решился. Вместо Харькова Фихте получил кафедру в Эрлангене (кстати, город — побратим моего родного Владимира) и уже начал строить больше планы, но вмешалась большая политика. Угроза французской оккупации заставила Фихте покинуть Эрланген и он уже никогда туда не вернулся. В 1807 году в городке Тильзит, (ныне — Советск, я служил в армии в лесу рядом с этим городом!) Александром I и Наполеоном был подписан мирный договор (Тильзитский мир), по которому Эрланген с частью территорий Пруссии переходил под власть Франции.

Немецкому патриоту Фихте пришлось возвращаться в Берлин. А когда и над Берлином нависла угроза оккупации, Фихте перебирается в Кенигсберг. Кстати, на пути из Берлина Фихте заезжает в какой-то маленький городок и в беседе с местной интеллигенцией неожиданно для себя узнает, что о нем, как о философе, никто ничего не слышал. Фихте, кстати, с иронией это воспринял и в письме свой супруге писал, что «таким образом я узнал, что в восемнадцати милях от Берлина, приходит конец моей литературной известности».

В итоге, когда французские войска стали угрожать и Кенигсбергу, Фихте бежит оттуда в Копенгаген, и уже там уступает, наконец, настойчивым просьбам своей супруги вернуться в Берлин. Семья воссоединилась, а когда в 1810 году открылся Берлинский университет, Фихте назначается деканом философского факультета, а потом избирается ректором. Но долго Фихте не продержался и уже в 1812 ушел в отставку. Времена были сложные, Берлин был под французской оккупацией. Требовались иные умения, чем присущие Фихте образованность, ученость и некоторая прямолинейность.

После поражения Наполеона в России началось освобождение Пруссии, и Фихте загорается жаждой освободительной деятельности, выступает с публичными речами и даже вступает в ряды ополчения. А его супруга, Иоганна, спасает раненных в госпитале. И вот, в январе 1814 года Иоганна заражается тифом, эпидемия которого быстро распространяется в Берлине. Фихте проводит почти все время у постели умирающей жены. Делая перерывы на свои лекции. И вот происходит чудо — забота о больной приносит свои плоды и супруга выздоравливает. но сам Фихте при этом заражается от нее тифом и за несколько дней сгорает.

Как пишет его биограф: «Он скончался 29 января в пятом часу утра, не имея еще полных пятидесяти двух лет от роду, не потеряв ни одного зуба, когда седина совсем еще не посеребрила его волос, а духовные и умственные силы его находились в полном своем расцвете».

В 1818 году, кстати, фихтевское место профессора философии в Берлинском университете занимает Гегель, а в 1830 Гегель становится ректором университета. Но тоже ненадолго. В 1831 году во время эпидемии холеры Гегель умирает. По общепринятой версии — заразившись этой болезнью.

Согласно завещанию Гегеля он был похоронен рядом с Фихте. Они так и соседствуют до сих пор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *