Чуть больше года назад мне написала ученица школы, в которой я когда-то учился. И попросила письменно ответить на несколько вопросов, чтобы опубликовать их в газете к юбилею школы. Каюсь, я вместо простых и коротких ответов на вопросы написал небольшое сочинение и отправил девочке.
В результате, ничего, конечно, не опубликовали. Не подошло, видимо.
Ну и вот, по прошествии года, думаю, имею право это тут поместить. Времена ведь тогда были — не хуже нынешних.
Итак,
Я учился в школе №31 г.Владимира с 1 по 10 класс, с 1973 по 1983-й годы. Главное, что запомнилось – это, конечно, каникулы… На втором месте – асфальтовая спортивная площадка перед школой…
А если серьезно, то только теперь, спустя годы, я понимаю, с какими замечательными учителями мне посчастливилось встретиться в школе №31. Все они обладали яркой индивидуальностью, были незаурядными личностями и оставили след в истории школы и городского образования в целом.
Хорошо помню первого директора — строгого на вид Платона Дмитриевича Фетисова. Когда надо, он, кстати, превращался и в учителя рисования. Помню, он мне поставил первую пятерку по этому предмету за рисунок, который нарисовал мой отец, художник и архитектор. Я только немного красками в классе помазюкал по листочку, чтоб не так красиво было, но не успел испортить окончательно — и Платон Дмитриевич за рисунок меня похвалил перед классом. Было стыдно, конечно, но совсем немного )).
Классным руководителем у меня была Тамара Ильинична Коноплева, учитель математики. И как вся математика – такая же четкая, очень правильная, иногда даже жесткая. Конфликты с ней, конечно, бывали, но зато быстро и по-деловому разрешались. Потому что спорить с ней было почти невозможно.
Учитель физкультуры Валентин Борисович Малкин. Удивительно образованный и культурно одаренный человек. В школе он был безусловным авторитетом для учеников и учителей школы. Он не читал нотаций, а увлекал всех личным примером и своими поступками, был справедлив и рассудителен, ему доверяли разрешать возникающие конфликты и споры. Это удивительно, но с некоторыми личными проблемами даже мы, мальчишки, шли только к Валентину Борисовичу. И он неизменно помогал.
Раиса Ивановна Малкина – супруга Валентина Борисовича – была моим учителем английского языка, именно ее уроки позволили мне продолжить освоение языка на новых уровнях. Когда я уже сам стал преподавателем и профессионально переводил с английского, я понял, насколько грамотно и полезно были построены уроки у Раисы Ивановны.
Учитель истории Иллиодор Васильевич Втюрин – был несомненным ориентиром для меня, выбравшего путь гуманитарных наук. Иллиодор Васильевич знал, что такое война не понаслышке, и учил нас искренне ценить и всеми силами отстаивать мир и бороться против разжигателей войны.
Супруга Иллиодора Васильевича — Вероника Михайловна – царила в кабинете химии. Химией я совершенно не интересовался, но Вероника Михайловна умела объяснять даже сложный материал доходчиво. Кроме того, Вероника Михайловна заведовала школьным музеем, а вот это уже мне было ближе, и я с удовольствием занимался музейными делами, лишь бы не учить химию.
Черчение нам преподавал мой однофамилец, Аркадий Михайлович Евстифеев. Я, как человек не очень способный к аккуратным чертежам и линиям, тем не менее, часто получал от строгого Аркадия Михайловича не слишком заслуженные пятерки. За фамилию, видимо.
Хорошо помню уроки труда в исполнении Михаила Ивановича Смирнова. Мы мучились с какими-то железяками и деревяшками, а Михаил Иванович терпеливо по несколько раз нам все показывал и объяснял. Однажды мы полгода мурыжили деревянные заготовки, пытаясь сделать из них какую-то табуретку. В итоге, так и не сделали до конца. И это хорошо, иначе кто-то обязательно бы пострадал, попытавшись сесть на наше изделие.
У нас был удивительный наставник по начальной военной подготовке, Борис Яковлевич Иголкин. Человек военный, но с отличным чувством юмора и с большой добротой в сердце. Что сильно нам помогало, например, при разборке и сборке автомата.
Учителем литературы и русского языка в старших классах у нас была Наталья Леонидовна Овчинникова, эмоциональный и глубоко знающий свой предмет педагог. Ее лайфхаки о том, как выстраивать тексты, я использовал и продолжаю использовать в своей работе, и учу этому студентов.
Я вспомнил далеко не всех своих учителей, но, вспоминая их всех, я часто думаю о том, что, наверное, так и надо прожить жизнь, чтобы кто-то сказал про вас пару добрых слов, или даже предложений. Но не сразу, сегодня (таким словам цена не слишком высока), — а спустя годы. Собственно, это то, что и остается после нас. И это самое дорогое.