Загубить карьеру и жить в деревне. Опыт Фейербаха.

Жизнь интереснее и страннее любого текста. Но сравнивать их бессмысленно. Мы живем и текстами, и жизнью. И это не изменить. Надо к этому как-то приноровиться, и улавливать, улавливать краткие мгновения невероятных совпадений первого и второго.

Сегодня 12 сентября 2022 года меня почему-то повлекло в букинистический магазин. Меня давно туда влекло, последний раз я там был пару лет назад. И все это время влекло. Но я как-то отбивался. А сегодня — почему-то не стал. И специально пошел. Без всякой осознанной цели, просто понял — пора, время пришло. И пошел.

Я бродил между полок, вдыхал книжную пыль, и искал то, ради чего меня сюда повлекло. Нашел быстро. Как увидел – почему-то сразу понял, это – оно. Двухтомник Людвига Фейербаха, 1955 года издания, с грязно-зеленой твердой обложкой. Больше ничего не искал, купил, погрузил увесистые тома в сумку и побрел домой. Всего пять минут делов-то. Как будто специально за Фейербахом и забежал.

Что я помнил о Фейербахе? То же, что и все. Десять тезисов, Людвиг Фейербах и конец, и так далее. Ну, материализм еще в голову приходит, атеизм, критика и отрицание религии…

Ничего себе, вдруг подумалось мне. То, что оскомину набило сорок лет назад, от чего хотелось отбрыкиваться и отплевываться — сегодня оказывается актуальным и даже опасным, острым и режущим, запретным и манящим.

Людвиг Андреас фон Фейребах, сын образованного специалиста по уголовному праву родился в 1804 году в Баварии. В 1822 году, ровно 200 лет назад, окончил гимназию и поступил в Гейдельбергский университет, через два года переехал в Берлин, учился в Берлинском университете, слушал лекции Гегеля, попал под его влияние и в 1828 году защитил диссертации о философии Гегеля в Эрлангенском университете.

Молодой доктор (24 года!) переезжает в Эрланген, получает должность приват-доцента и начинает преподавать в университете историю философии, логику, теологию. Казалось бы – прекрасная карьера и все такое.

Ан нет. Тут начинается настоящая история.

Фейербах разрывает с гегелевской традицией и с самим Гегелем, заявив тому, что, мол, я два года вас слушал-слушал, и понял, что это вообще не то, что мне нужно».

А что нужно молодому образованному человеку? Ему нужна нелегкая судьба отвергнутого и гонимого интеллектуала. И он ее получает.

В 1830 году Фейербаху – 26 лет. Он завершает рукопись книги «Мысли о смерти и бессмертии», и что-то, видимо, подозревая, публикует книгу анонимно. Типа, спрятался, и его никто не найдет.

А в книге, действительно, написано черте что даже по современным меркам. Подумать только — автор ставит под сомнение догматы христианской церкви, выступает против веры в загробную жизнь, объявляет ее вредной, мешающей жить настоящей жизнью. Фейербах утверждает, что здоровье человека и полноценная жизнь имеют гораздо большее значение, чем проповедуемое церковью учение, в том числе предполагаемая загробная жизнь. Но есть и настоящее бессмертие –это продолжение жизни в памяти людей. И никакой религиозной бредятины.

Вопиющие мысли. Кричащие. Опасные.

Тут даже анонимность не помогла. Смутьяна вычислили и выгнали из Эрлангенского универа.

Фейербаху нет еще 30, но его никуда не берут на работу. Ни один университет, куда он обращался. Опасный тип, никто не хочет связываться.

Помыкавшись несколько лет (и успев в эти годы написать несколько крупных философских работ) в 1836 году Фейербах покидает большие города и поселяется в отдаленной деревушке в Тюрингии. В этой деревне наш дауншифтер и провел 25 лет, занимаясь исключительно философией. Правда, стоит заметить, что деревня была выбрана не случайно – в ней находилась небольшая фарфоровая фабрика, совладелицей которого была жена Фейербаха. Иногда даже философам везет, правда, недолго.

Здесь, в уединении Фейербах создает свои главные произведения, разделывая в пух и прах христианство и обосновывая положения философии будущего.

Как писали в советских книжках, «уединение философа не было результатом примирения с гнусными условиями тогдашней немецкой действительности». Нет, конечно же нет! Как продолжают дальше советские книжки – «Не будучи политическим борцом он прибег к своеобразной форме пассивного протеста против царившего в Германии социального гнета».

Такой «пассивный протест» и «бегство» в деревню, однако, не привели к научной и политической пассивности и безвестности Фейербаха. Он писал, публиковался, к нему прислушивались, его знали.

А после революции 1848 года его, деревенского жителя, даже избирают в депутаты общегерманского Национального собрания.

Вырвавшись из своего добровольного деревенского заточения, Фейербах пытается участвовать в подготовке реформ в сфере образования, однако, быстро понимает, что долгие и бесплодные словопрения в Национальном собрании ни к чему не приведут, и, приняв приглашение от студентов Гейдельбергского университета, приступает к чтению публичных лекций о сущности религии.

Однако, уже в 1851 году эту самодеятельность прекратили, и Фейербах вернулся в свою деревню, где еще десяток лет работает и пишет свои труды.

В 1860 году разоряется фарфоровый заводик, семья Фейербаха начинает сильно нуждаться, и вынуждена переехать из Тюрингии и поселиться под Нюрнбергом.

В 1867-1869 гг. Фейербах пишет работу «Эвдемонизм», в котором утверждает, что стремление к счастью является движущей силой поведения людей, основой моральных отношений, более чем на сто лет предвосхитив современный научный подход к изучению феномена счастью.

В конце жизни, говорят, Фейербах уже почитывал Маркса, вступил в германскую социал-демократическую партию, но это совершенно не стало главным в его судьбе.

Вот этого всего я не знал сегодня, когда меня тянуло в книжный магазин, когда я подходил к книжной полке и брал в руки тяжелые тома. Вот этого всего я не знал, когда сегодня зачем-то читал о Фейербахе, перелистывал его работы. Зачем и с каким смыслом? Я не знал. Пока не увидел дату смерти философа.

Людвиг Фейребах скончался 13 сентября 1872 года. Ровно 150 лет назад. День в день. Может быть, в этом и был смысл, может быть потому и тянуло меня сегодня к букинистическим полкам. Может быть, это и есть то самое бессмертие, о котором писал Фейербах и за которое его лишили академической карьеры и судьбы. Но он не жаловался и не скорбел, а продолжал работать.

Правда, не у всех у нас есть маленькие фарфоровые заводики. Но есть много чего другого. Например — память о непокорном и непокоренном философе-материалисте. Это ведь тоже может кого-то поддержать в нелегкие времена, за неимением фарфоровой фабрики.

12-13 сентября 2022 года, г.Владимир — д.Багриново

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *