Что наша Жизнь? Борьба, блин…

Когда-то Фридрих Энгельс, занырнув в глубины диалектики, выплыл оттуда с таким хитрым определением: Жизнь есть способ существования белковых тел.

С тех пор много белковых тел полегло, но ясности с жизнью так и нет.

Вот и Карл Циммер, популярный и плодовитый писатель книг про науку, взялся за эту проблему, опубликовав свой опус под наванием «Грань жизни. В поисках того, что значит быть живым».

И Циммер не ленится. Он честно пытается понять, что такое жизнь, начиная свою книгу с истории неудачливого физика Джона Берка, который в начале XX века как-то вечером сварил бульон из говядины, добавил туда немного радия, и утром, посмотрев в микроскоп, тут же понял, что открыл первоначальные формы жизни. Удивительное открытие прогремело на весь мир. Но также быстро сдулось. Берк был объявлен шарлатаном, наподобие средневековых алхимиков, которые в своих кельях пытались породить гомункула.

Несмотря на горькое фиаско Берка, по сути, его рецепт жизни, как пишет Циммер, был правильным —  «взять суповой набор, сыпануть чего-нибудь радиоактивного, а затем просто добавить воды».

Циммер проводит нас по многим странным экспериментам, которые пытались воссоздать жизнь, от всяких молекул в пробирках до огромных питонов, почти останавливающих свой метаболизм, а потом вновь возвращающихся к жизни.

В поисках главных признаков жизни, Циммер приходит к тому, что жизнь есть борьба со смертью. Ну, там, метаболизм, гомеостазис, эволюция и всё такое, хорошо известное уже в XIX веке, даже Энгельсу.

К середине XX века определение уточняется — жизнью называют совокупность особых молекул и реакций, а также способность хранить и передавать информацию.

Наконец, с точки зрения конца XX века, жизнь — это самоподдерживающаяся химическая система, способная претерпевать дарвиновскую эволюцию.

Но и это еще не конец.

Потому что – вирусы! Именно осколок РНК, заключенный в молекулярную оболочку, перевернул мир с ног на голову, вызвал пандемию и меняет нашу жизнь, на которой вирусы и паразитируют, хотя сами они, вроде как неживые. Вот в этих пограничных областях сегодня и происходят самые удивительные и опасные события.

Так что нам еще бороться и бороться. То есть – жить.  

Carl Zimmer. Life’s Edge: The Search for What It Means to Be Alive. Penguin Random House. 2021. 368 pp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *