Век мирового большевизма

Эта книга написана сто лет назад, а издана в 1923 году, уже после смерти автора, одного из основателей российского социал-демократии.  Юлий Мартов был одним из ярчайших публицистов и теоретиков социализма начала прошлого века. И одним из первых, кто распознал угрозы, таившиеся во взглядах и характере его былого друга, Владимира Ульянова.

В результате, после 1917 года Мартов оказался в Берлине, где попытался изложить, что не так было в радикальном течении российской социал-демократии, называемом большевизмом. Но не успел. Книга осталась незавершенной.

В ней, конечно, много устаревшего и неправильного, но есть кое-что любопытное и полезное даже для нашего самоуверенного времени.

Одним из первых Мартов понял, что большевизм – это явление мирового масштаба, пришедшее на смену старого буржуазного парламентаризма. К последнему Мартов, как и Ленин, не питал никаких симпатий. Однако в мировом большевизме он увидел, прежде всего, угрозу будущему.

Ленин, по мнению Мартова, открыл ящик Пандоры, предложив вместо слабого и неэффективного парламентаризма сильную и жесткую диктатуру, действующую якобы от лица большинства.

Господство меньшинства над большинством, идеологически и мифологически оформленное в виде выражения интересов большинства, — и есть суть большевизма по Мартову.

В марксизме-ленинизме такое господство —  необходимый, но временный этап на пути к подлинной демократии. Мартов же понял, что это «временное» явление чрезвычайно удобно, привлекательно и, скорее, всего надолго, как технология — может быть использовано при любой политической организации и будет распространяться по всему миру.

Максимализм и радикализм при достижении целей, подавление  неединого, разнообразного и неорганизованного большинства, решение политических  вопросов принуждением и насилием, недоверие к возможностям демократического решения социально-политических проблем – вот некоторые вполне узнаваемы и сегодня черты.

Такой «большевизм» вовсе не умер, а периодически появлялся то тут, то там, и, наконец, сегодня ярко себя проявляет почти во всех странах в период глобальной пандемии. Да, это он.

Но есть и хорошая новость – всё это означает, что История не закончилась.  

Юлий Мартов. Мировой большевизм. «Искра». Берлин, 1923. 110 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *