Даже у такого преступного политического деятеля, как Гитлер, были сторонники. Кто они были? Как получилось, что миллионы людей, несмотря ни на что, верили и продолжали верить фюреру?
Профессор истории Университета штата Флорида (США) Роберт Геллатли попробовал ответить на эти вопросы в своей книге «Искренне верящие Гитлеру: как обычные люди стали нацистами».
По мнению Геллатли, чтобы легально получить власть, а затем быстро заставить подавляющее большинство немцев признать его фюрером, Гитлер умело использовал три фактора, появившиеся еще в Веймарской республике: неистовый национализм, идеи правого социализма и яростный антисемитизм.
Национализм в немецком обществе создавал уверенность в необходимости получения нового жизненного пространства. Причем – в основном, за счет земель на Востоке, населенных «низшими недочеловеками, которых нужно было поработить или истребить».
Идеи правого социализма, выработанные еще при Бисмарке, облегчили Гитлеру централизацию основных сфер жизни общества — политической, экономической, судебной и т.д., включая средства массовой информации.
Жесткий антисемитизм, также имевший свои основы в обществе, привел в итоге к преступной государственной политике, направленной на уничтожение евреев.
Существует идея, что Гитлер чуть ли не загипнотизировал целую нацию. Геллатли смотрит на это иначе.
Население Германии вовсе не было обмануто Гитлером или околдовано его мистическими ораторскими способностями. Гитлер использовал насилие и тотальный контроль, чтобы укрепить свою власть, но национализм и антисемитизм имели своих многочисленных сторонников и без этого. Население хотело сильного лидера, готового восстановить утраченное «величие» Германии. И такой лидер нашелся.
Олицетворяя обещание отомстить за унизительное поражение нации в Первой мировой войне, Гитлер ловко сплел в один узел чувства коллективной солидарности, «немецкой исключительности», подкрепленные недоверием к «иным».
Обиды, страхи и предубеждения населения стали превосходным материалом для построения нацистского государства. И сами люди, конечно, тоже стали материалом. Искренне поверив в лидера и доверив ему играть на своих чувствах, а потом — думать и решать за себя.
Robert Gellately. Hitler’s True Believers: How Ordinary People Became Nazis. Oxford University Press. 2020. 465 pp.