Для редактора-составителя книги по средневековому искусству у господина Дуитса, заместителя хранителя фотоколлекции Варбургского института (Лондон), очень подходящее имя. Его зовут – Рембрандт.
С таким именем приятно и полезно изучать творения великих фламандцев и прочих знаменитых живописцев. Но не тут-то было.
Рембрандт решил доказать, что искусство – это не только творения элиты и для элиты. А ведь именно таким образом, в основном, и написана история искусства средневековья и эпохи Возрождения.
Банкиры, дворяне, короли, кардиналы и папы – вот чьи художественные интересы и вкусы отражали произведения искусства того времени. Именно представители элиты и делали заказы художникам и скульпторам.
В результате такого перекоса искусство рассматривается только как искусство богатых и знатных слоев, тогда как почти неизвестными оставались проявления культуры других слоев общества, небогатых и даже бедных. А там тоже было свое искусство, утверждает Дуитс.
Итак, Рембрандт собрал мощный коллектив из семнадцати единомышленников, историков, искусствоведов, антропологов и каждому дал задание что-то написать про иное неизвестное искусство. И не только написать, но и проиллюстрировать. В книге больше 100 картинок, в большинстве своем странных, неизвестных и необычных.
В результате в книге представлена яркая картина европейского искусства с 1300 по 1600 гг., характерного для низших социальных слоев. В шестнадцати главах рассматриваются различные проявления мира бедных и иных неэлитных категорий, от неквалифицированных рабочих до ремесленников, визуальные и документальные свидетельства этого мира, различные формы живописи, предметы быта, керамика, костюмы, предметы искусства социальной и экономической периферии.
Главный вывод авторов: искусство бедных не следует рассматривать как «плохое искусство», зачастую оно не хуже так называемого «высокого искусства». Тем более, что проблемы со вкусом у так называемых элит были всегда.
Но самое интересное – это после прочтения книги вернуться из Средневековья и поразмышлять над нашей современностью. Похоже, что сегодня искусство (для) бедных и есть всеобщий мэйнстрим. Но это уже тема другой книги.
Rembrandt Duits. The Art of the Poor: The Aesthetic Material Culture of the Lower Classes in Europe 1300-1600. Bloomsbury Academic, 2020, 312 pp.