Счастье есть! Его не могло не быть всегда! Так подумал историк и специалист по истории эмоций Петер Стернс, и решил написать книгу о том, каким было счастье и как менялся опыт счастья с самых ранних этапов человеческой истории до наших дней.
Как пишет Стернс, сегодняшнее счастье – это смесь результатов религиозного развития, идей эпохи Просвещения, коммерческого капитализма и огромной современной индустрии развлечений, психологических тренингов и всего, что вносят личные и семейные условия в эту кучу.
Выглядит эта куча довольно неопрятно и не слишком свежо, да еще и с доминированием остатков жизнедеятельности западных обществ. Сам Стернс прямо пишет, например, что один из самых амбициозных проектов составить карту счастья, Всемирный обзор ценностей (World Value Survey), имеет явно западную ориентацию.
Стернс смело лезет в эту кучу и раскидывает в стороны комья былого счастья. Докопавшись до эпохи охотников и собирателей, Стернс делает вывод, что эти ребята могли быть особенно счастливыми, потому что у них не было больших ожиданий.
Потом в нашей куче появляются всякие религиозные идеи, воззрения философов и писателей, растут требования и ожидания; где-то в районе эпохи Просвещения появляется идея о том, что люди должны быть счастливы и веселы. В результате сегодня счастье проповедуется всеми институтами современного общества настолько жёстко, что иногда современному человеку легче и удобнее казаться счастливым, чем быть таковым.
Стернс пытается проследить и оценить вклады религиозных и философских систем, экономического благосостояния, семейного благополучия, карьеры, здоровья, удачи, свободы, успеха, в счастье, но однозначного вывода не делает. Говоря по-простому: всё перечисленное по отдельности и в совокупности может сделать человека счастливым, и — наоборот. Может сделать несчастным.
И вот, заключает Стернс, сегодня самые счастливые общества — это те, в которых высокий уровень экономического развития, где культура поощряет признание и выражение счастья (но, возможно, не излишнюю веселость); и где присутствует высокий уровень социального доверия.
Неожиданный результат. Но, похоже, из этой кучи можно достать, что угодно.
Perer N. Stearns
Happiness in World History. Routledge. 2021, 226 p