Ученые и преподаватели России встревожены новыми правилами учета и оценки их научной деятельности, которые уже утвердило Министерство образования и науки. Пишутся обращения, петиции, целые академические институты выступают против новой методики.
Есть здравые размышления, есть лукавые, есть пустые, есть содержательные, — в общем, всё как всегда, когда спор идет не о сути происходящего, а о, безусловно важных, но все-таки вторичных вещах.
Действительно, все дискуссии ведутся вокруг темы «Как измерять научные достижения». Это сложно, это иногда даже неприятно, это затрагивает интересы очень многих людей. Но все-таки главные вопрос другой, и он почти не обсуждается.
Итак, главный вопрос — зачем это делать? Какова цель?
Техники и методики измерения чего бы то ни было критически зависят от цели, они ими и обуславливаются. Предлагаемая Минобрнауки методика, насколько можно судить, исходит из очень простой прагматичной цели — создать инструмент «объективной» оценки научной деятельности, который 1) позволит упростить общую необъятную картину, 2) проранжировать ученых и научные организации, 3) оптимизировать расходы на науку, и. немаловажное, 4) будет стимулировать ученых продвигать себя и страну в целом в международных научных базах данных.
Благородные цели, спору нет.
Но в них не хватает некоторой малости. А именно — позитивного влияния науки на изменения жизни в России и в мире в целом. Да, конечно, само по себе победное шествие российской науки по научным журналам высших квартилей да еще в купе с оптимизацией расходов на эту самую науку — немалое достижение для современной России. И все же.
Вопрос «Зачем?» остается. Вернее, много вопросов. Например.
Зачем вообще заниматься наукой, если главная цель науки не присутствует в целях, лежащих в основе оценки твоей работы?
Зачем заниматься наукой, если те, кто сегодня оценивает научную деятельность, не могут ответить на вопрос, зачем нужна наука cтране?
И, наконец, для ценителей:
Зачем заниматься наукой тут, если оценивают тебя здесь только по тому, как тебя оценивают там?
Видите, слишком много сложных вопросов возникает. Лучше поспорить о том, как измерять неизмеримое.
(Автор иллюстрации — David Parkins. Опубликована в статье «Thousands of scientists publish a paper every five days», 12.09.2018 // https://www.nature.com/articles/d41586-018-06185-8 )