Время пришло

О причинах неожиданной отставки Медведева и перспективах предложений Путина по реформированию политической системы страны в интервью газете «Каспiй» поведал ведущий научный сотрудник Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, доктор политических наук Роман Евстифеев.

— В чем реальные причины отставки правительства РФ и замены Дмитрия Медведева — бессменного премьера с мая 2012 года?

— Скажем честно, реальных причин нам не сказали. Они, наверняка, есть, но нам озвучили только версию самого Медведева. Комментаторы, эксперты и журналисты выдвинули большое количество версий, они все обладают примерно одинаковой степенью достоверности. Одни говорят, что это могло быть связано с недовольством Путина ходом реализации национальных проектов, другие, что сам Медведев уже давно тяготился своей должностью. Версий много. Но в общем виде можно сформулировать так — время пришло. Настал момент, когда Путину стал нужен другой премьер-министр, и Медведеву было найдено новое рабочее место.
С большой долей вероятности можно сказать, что все это связано с тем, что это происходит в период последнего президентского срока Владимира Путина, с его стремлением сохранить свое влияние и стабилизирующую роль в российской политике.
Вместе с тем я бы не преувеличивал роль премьер-министра и его личности. «Отставка правительства» — громкие слова, но это почти ничего не меняет и влияет на жизнь только нескольких сотен, может быть, тысяч людей (самих министров и сотрудников министерств). Со времен отставки Михаила Касьянова в 2004 году российские премьер-министры играли крайне незаметную роль даже в экономической политике, не говоря уж о политике как таковой (конечно, за исключением премьерства самого Владимир Путина в 2008-2012 гг. — Р.Е.).
Но в этой отставке есть и несомненная вещь — по крайней мере, одно высокотехнологичное рабочее место из обещанных президентом 25 миллионов, все же было создано к 2020 году. Мгновенно введенная в Совете безопасности должность заместителя председателя — хороший пример того, как быстро иногда решаются вопросы, когда это нужно главному лицу.

— Какова ваша оценка предлагаемых президентом Путиным поправок в Конституцию России? Для чего они вообще нужны?

— К сожалению, создаваемая Путиным политическая конструкция полностью нам пока не видна. В предложениях президента наверняка есть отвлекающие и маскирующие элементы, а о чем-то еще мы узнаем позже, возможно, о самом важном. Это стиль Путина. Проводить внезапные изменения с элементами прикрытия. Так что можно только гадать, как будет выглядеть конечный вариант задуманной Путиным реформы. Скорее всего, итоговый продукт будет зависеть от множества параметров, которые еще продолжают изменяться, так что система будет настраиваться по ходу.
Чтобы лучше понять происходящее, я бы посоветовал вспомнить события времен второй половины 80-х годов в СССР, то есть период так называемой «перестройки». В то время происходило критическое переосмысление целей и ценностей общества, но без изменений политических институтов, которые были жестко закреплены советской партийной системой. В результате уже через несколько лет политические институты были сметены новыми идеями и ценностями — вместе с СССР.
В 2020 году в России ситуация обратная. Изменения, объявленные Путиным, касаются прежде всего некоторых политических институтов, но нет и намека на критическое осмысление целей и ценностей. Нам предлагается об этом вообще не думать, а принять необходимость изменений просто так, потому что Путину виднее. Конечно, все это обосновывается словами, но это именно слова, которые довольно легко могут быть опровергнуты другими словами. Вопрос, к сожалению, только во властной нагруженности этих слов, а не в их смысле. Сегодня — эта нагрузка у одних слов, завтра у других. А смысл остается невысказанным.
Итак, ключевым мне видится противоречие между предлагаемыми изменениями властных политических институтов и неизменяемыми (и плохо артикулируемыми публично) целями и ценностями. Развитие этого противоречия, как мне кажется, и будет определять устойчивость системы. Приведет ли это к перегрузке и слому системы, как во времена «перестройки» — не берусь сказать. Но такой риск есть.

— Означают ли предложенные поправки смягчение жесткой президентской вертикали власти в России в пользу более мягкой с элементами парламентской демократии?

— Мне кажется, архитекторы этой реформы вообще не рассуждают в таких терминах, предлагая их только для публичного объяснения своих действий. В основе лежат другие мотивы и цели. Да, попутно, так сказать, может случиться, что кому-то покажется одно или другое, в некоторых идеях можно увидеть усиление парламентаризма или ограничение полномочий президента. Но говорить об этом пока рано. Нам не виден весь замысел целиком. Например, в тексте послания политические партии упоминаются только три раза, и то в общем контексте. А ведь это ключевой элемент парламентаризма. Но его нет в этой картине. Вернее, он есть по умолчанию, такой, какой он представлен в нынешнем парламенте. Но если он останется таким же, то это будет очень своеобразный парламентаризм. Многое в послании только намечено, и непонятно, как будет реализовано. Например, вопросы местного самоуправления, участие граждан в разработке и принятии политических решений и т.д. Все это убеждает, что речь идет не о масштабной реформе политической системы, типа перехода от президентской республики к парламентской, а о точечной настройке системы для достижения важных, но все-таки локальных для страны целей.

— Как происходящие изменения могут повлиять на решение вопроса 2024 года, когда истекает срок полномочий Путина на посту президента РФ?

— Думаю, вопрос должен решиться до 2024 года, а фактически — в этом году. Часть конструкции будет создана до лета 2020 года. Основная часть в виде досрочных выборов в Государственную Думу и выборов президента, возможно, состоится уже осенью или в следующем году. Это уже будет решаться, исходя из ситуации в стране и мире. Очевидно одно — изменения, предложенные Путиным, плюс те изменения, которые еще будут сделаны и о которых мы не знаем, направлены на сохранение возможности для Путина оставаться в центре политической жизни в стране после его президентства. Путин, безусловно, видит в этом гарантии стабильности и устойчивого развития России. С ним многие согласны, однако цена вопроса не ясна. И это не может не вызывать тревогу.
Сейчас Путин конструирует будущее, в котором он не будет президентом России, но будет продолжать играть главную роль в политическом развитии. Институциональные рамки этой роли еще полностью не определены, это может быть и руководство обновленным Госсоветом либо правительством, либо еще каким-нибудь органом с обновленным функционалом и весом. Сегодня создается широкий диапазон опций, и в этом, может быть, и смысл нынешнего этапа.

Опубликовано 18 января 2020 года в газете «Каспiй». Корреспондент — Роман Темников.

https://kaspiy.az/news.php?id=118392#.XiMYtxtS_IU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *